Гитара с Лениным, стул жести: выставка Сергея Чернова как размышления о предназначении


Опубликованно 09.02.2024 19:18

Гитара с Лениным, стул жести: выставка Сергея Чернова как размышления о предназначении

Цeнтрaльнaя инстaлляция нa выстaвкe сoбрaнa с дoкумeнтoв, рaсскaзывaющиx истoрию aрт-oбъeктoв Сeргeя Чeрнoвa, кoтoрыe были выстaвлeны в aрт-цeнтрe в Нeмчинoвкe. В этoм подмосковном поселке в конце концо жил Казимир Малевич, а погодя десятилетия группа искусствоведов и художников надеялась возвести в перл творения там память об авторе «Черного квадрата». В арт-центре были представлены макеты памятников супрематисту и инсталляции, навеянные его идеями. Хотя однажды утром, летом 2018-го, приехал трехоска и вывез все арт-объекты прямиком получи и распишись помойку, арт-центр снесли. Дружно с фото и эскизами работ Сергея Чернова, уничтоженных в Немчиновке, выставлены копии заявлений в прокуратуру и ответов-отписок. Делу что-то около и не дали ход, одно учреждение перекидывало ответственность на другое. Иногда и так. Но чаще работы просто теряются либо — либо ломаются.

— 80% моих работ канули в Лету, — рассказывает Серёня Чернов. — То, как выставляется под открытым небом, постоянно время пропадает. Другие работы оказываются в частных или — или музейных коллекциях, то питаться сохраняются, но тоже уходят с меня. Это данность жизни. Я пришел к выводу, почему на самом деле ничто николи никуда не пропадает. Наш брат просто идем по жизни, по какой причине-то теряем, что-ведь находим, это дорога, некая остановка бытия, и только время покажет, точно ли мы идем и куда-либо. Но движение не объявить недействительным.

В этот момент личная чепэ потерь вырастает в общую и общественную. В помышление о пути в самом широком смысле краснобайство. Напротив истории об утрате работ, посвященных Малевичу, — инсталляция подо названием «Сад заблудших смыслов» (создана в 2010 году, утрачена, восстановлена в 2014-м). Вперед нами лес, напечатанный возьми фотобумаге в приглушенной сепии, сверх прикреплены балки с полуразрушенными советскими лозунгами. «Пятилетие» повисла на боку, ото плаката «Революционный нате шаг» остался чуть «шаг». Возьми другом манифесте буквы стерлись в среднем, что получилось: «С Максом и сверяйте…» Табличка «Ошуюю» указывает направо, а «Майна. Ant. вверх» — вверх. Совдеповский код — часть нашей истории, и многие работы Чернова навеяны им. Каждую нужно льститься как абсурдистский ребус: пишущий эти строки не предлагает ответов, же задает вопросы. Не просто, а с иронией, смешанной с оптимизмом, трагизмом и космизмом.

Смотри, например, инсталляция «Бип-Бип» — кавалер в виде консервной банки с тремя «ножками». Поблизости с ним небольшая фигурка человечка со спутником в (обмен головы. А вот монумент «Трудовой и колхозница», где награду привычных мухинских фигур условные металлические человечки, сделанные наравне будто из старых стульев: сидушки превращаются в торсы, головы отсутствуют, а в «руках» — серпик и молот. А вот жестяной дифрос с кнопкой, на который воспрещено сесть. Недалеко парит в воздухе кремлевская маяк-игрушка, которая пустила истоки в воздух, инсталляция называется «Сонное видение вождя». Есть в экспозиции и договорный Ленин на броневике, и крейсер «Денница», и карта СССР, сверх которой прикреплены три гитары с фанеры — с профилями Ленина, Маркса и Энгельса. «Такие инструменты я делал опять-таки в советское время, а однажды смастерил гитару с профилем Владимира Ильича и назвал ее «Муж первый Ленин», — ностальгически вспоминает Серёга Чернов.

Большинство этих работ мало-: неграмотный раз показывались на музейных выставках либо в публичных пространствах под открытым небом, получали овации и премии — и… пропадали. Да не без следа. Они остались наполовину философии художника и теперь восстали с небытия. Но налицо рецепт, который констатирует автор совокупно с куратором выставки Ириной Конюховой: допустимость самовыражения художника на улице до настоящего времени больше сужается. «Публичное зодчество (архитектура)» — не больше чем химера, созданная в (видах успокоения нашего сознания. Видимо, желание равноправного взаимодействия с публикой в открытом и незащищенном пространстве вечно) что-то делает было лишь недостижимой мечтой, заключают создатели проекта «До настоящего времени пропало!».



Категория: Новости