Предчувствие перемен и слома: в Третьяковке показали Серебряный век


Опубликованно 27.11.2023 00:09

Предчувствие перемен и слома: в Третьяковке показали Серебряный век

– Этo пeриoд слoмa рeaлистичeскoй фoрмы и рoждeния нoвoй эстeтичeскoй мoдeли XX вeкa. Aквaрeль, гуaшь, тeмпeрa, пaстeль — быстрыe тexники пoзвoляли xудoжникaм сильно реагировать на ситуацию времени, наполненным предчувствием перемен и неопределенности будущего, – рассказывает Водан из кураторов выставки, завотделом графики XVIII — основные положения XX века Третьяковской галереи Ира Шуманова.

Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская ч(е)реда

Проект открывает обзор главных художественных групп и арт-объединения переломного времени. Тогда и «Мир искусства», и «Тереза», и «Скорпион», и «Золотое косяк» – журналы, идеже художники публиковали свои работы и манифесты. Посередь ними шла острая полемизирование, при этом авторы на каждом слове меняли «лагерь» и сотрудничали с разными группами.

Самочки жизнь толкала на поиски нового, быструю смену форм и технарь или на ностальгию вдоль старому. Ведь то было момент технического прорыва, когда личность «отменяла» древний реализм, а промышленными новации порождали принципиально последний вектор искусства, как, к примеру (сказать), футуризм.

Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская цепочка

Неопределенность будущего заставляла перерывать ответы в прошлом. Причем петербургские художники побольше обращались к золотому веку, а московские – к допетровской Руси. Велодрын был интерес и к религиозной теме.

Михай Нестеров, Наталия Гончарова, Николаха Рерих, Сергей Чехонин, Витяня Васнецов, Кузьма Петров-Водкин занимались проектированием и оформлением храмов, да многие их идеи остаются всего на все(го) в графических набросках. Церковное мимика, к которому обращаются многие известные мастера рубежа ХIХ – ХХ веков, как и трансформируется, уходят от традиций и переживает мутация. Другие авторы используют иконописные мотивы, дай тебе передать ощущение смутного времени и потерянности, уписывать оно, например, в «Серафиме» Врубеля и «Голгофе» Филонова.

Отпечаток: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская хоры

Но ярче всего в пограничное година проявляется мотив лицедейства. Герои в маскарадных костюмах, музыканты и арлекины, крови артистических кабаре, зрители в театральной углубление – художники режиссируют аллегорические сцены, казалось бы, наполненные изяществом и весельем. Просто-напросто вот за каждой маской скрывается потаенная суматоха, каждый маскарад словно кутеж во время чумы. Маловыгодный случайно в последнем зале выставки представлена эскиз Юрия Анненкова с говорящим названием «Распятыи? Шут», где сходятся вроде смысловых и исторических линий экспозиции.

- Художники Серебряного века хотели взлететь над действительностью, уйти через нее, превращаясь в странствующих арлекинов. Сие своего рода ролевая парадигма поведения того времени, — поясняет до сей поры один куратор проекта, старший ученый сотрудник ГТГ Евгения Илюхина.

Отпечаток: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская трифорий

Все это яркое и пестрое диверсификация творческих поисков и отражений эпохи перемен приводит к «Часам» Сигнет Шагала. Перед нами огромные старинные отрезок времени на тревожном желтом фоне. В углу полотна – наигранно маленький человек, сидящий задом к массивной конструкции, который смотрит в просвет и видит там лишь кромешную тьму. На этом месте, в одиночестве, лицом к лицу с бездной, «действующих лиц играющий», кажется, сбрасывает маску, которая позволяла ему получай публике держаться, и предстает настоящим, со всеми своими сомнениями и волнениями, отраженными бери почти каменном лице.



Категория: Новости