В Пушкинском музее показали древнюю Армению


Опубликованно 31.10.2023 21:24

В Пушкинском музее показали древнюю Армению

Кaзaлoсь бы, Пушкинский прeдстaвил прoeкт, чтo пoвeствуeт oб oчeнь дaвниx врeмeнax, кoтoрыe интeрeсны рaзвe чтo спeциaлистaм. Ктo-тo нaзвaл eгo сугубo краеведческим. Впрочем давно в Пушкинском не собиралось ёбаный толпы на открытии: (человеческое заполнили до отказа Италийский дворик и близлежащую лестницу, кое-что ведет на археологическую выставку. Впереди тем как публика увидела расчёт, выступали официальные лица — ото министерства культуры Армении накануне представителя полномочного посла страны в РФ и армянской церкви в России. Менеджер ГМИИ Елизавета Лихачева зачитала продолжительный список благодарностей. Словом, и угоду кому) Армении, и для России сие далеко не рядовое история с географией, особенно сейчас — на фоне политических трений. Опять-таки, о них не говорили. Говорили о значении археологических исследований — читай о культурном и научном сотрудничестве.

Самоё выставка погружает в древнюю историю Армении. Стержневой раздел представляет памятники доурартского периода, от случая к случаю во II–I тысячелетиях до нашей эры сверху Армянском нагорье возникают первые города-государства. Коли так начинают широко применять оловянистую бронзу, развивается ювелирное демарш, формируются традиции расписной керамики, формируется военная накипь колесничих, для которой делают искусное спецобмундирование. Это уже довольно развитая возделывание, которая расцветает с возникновением царства Урарту.

Первому армянскому государству, кое-что просуществовало около двух столетий, посвящен генеральный раздел. Здесь можно выбрать гигантские кувшины для инструмент, которые говорят о том, чисто уже тогда культура виноделия следом была на высоте. Пусть даже главные соперники протоармян ассирийцы безумно высоко отзывались о качествах пьянящего напитка, называя урартское кисляк «таким же свежим, как бы горный ручей». Камни, испещренные клинописными надписями, свидетельствуют, зачем письменность была заимствована урартами у ассирийцев (Ассирия граничила с царством), же имеет связь и с другими языками — шумерским и аккадским. Бронзовые фигуры, остатки цветных фресок, чаши с рельефным орнаментом подчеркивают высокоразвитую культуру.

Урартское хань достигло пика своего развития в VIII веке после н.э. — его земли простирались предварительно Черного и Каспийского морей. Тогда оно было покорено ассирийцами. Да культура не исчезла, в месте Урарту возникла Айастан, которая в разных источниках имела неравные названия — Армина, Харминуя, Урашту. В зале, кой представляет археологические памятники постурартского периода, представлены бронзовые статуэтки изо Музея истории Еревана, терракота и серебренные ритоны, найденные близ крепости Эребуни в 1968 году. На высоком уровне выполненные сосуды в виде голов животных считаются самыми роскошными произведениями эпохи — VI–V века прежде н.э.

Однако финальный раздел, наверно, самый важный. Он рассказывает об археологических экспедициях в Армении наших специалистов — с 1930-х в исследованиях участвовали сотрудники с Эрмитажа и ГМИИ. То, что такое? мы сегодня знаем о древнем царстве Урарту, — последствие работы десятков, если маловыгодный сотен востоковедов. Среди них — и управляющий Эрмитажа, востоковед Борис Пиотровский (тятя нынешнего директора петербургского музея), обучавший сотрудников Пушкинского методике раскопок урартских памятников. Старший ученый сотрудник Отдела Древнего Востока ГМИИ Арюша Лосева, которая с 1949-го по мнению 1959 год возглавляла экспедицию с Пушкинского в Эребуни. И Светлана Ходжаш, которая после этого смерти Лосевой возглавила команду археологов ГМИИ в крепости, которая находится для окраине Еревана. Она родилась в 1923-м, а скончалась в 2008-м. (языко раз ее столетнему юбилею и посвящен замысел.

Выставка планировалась и готовилась уже командой Марины Лошак и сотрудниками музея-заповедника Эребуни, хоть открыла ее новый президент — Елизавета Лихачева. Но, никак, она приложила руку к тому, воеже проект состоялся, — судя по мнению речи на открытии, в которой Лихачева оговорилась, яко все было непросто. И видимое дело, что в процессе выставка претерпела какие-ведь изменения. Не хватает в этом археологическом экскурсе современных вкраплений, которые придумывали присутствие Лошак: так было, как-то, на выставке «Золото сарматских вождей», идеже описания артефактов пропевались оперными голосами. Да в нынешней ситуации и чистая археология практически актуальной. Важно, что каста выставочная история не всего-навсего про древнее царство Урарту, же во многом про людей, которые исследовали тему, и большую команду изо разных музеев Армении и России, которая подготовила саму выставку.



Категория: Новости