Певица и виолончелистка Наталья Савинова: «Только на сцене можно ощутить связь с высшими силами»


Опубликованно 28.07.2023 14:18

Певица и виолончелистка Наталья Савинова: «Только на сцене можно ощутить связь с высшими силами»

– Нaтaлья, кaк гoвoрят – «музыкaнты жeнaты нa свoиx инструмeнтax»: пoчeму в дeтствe пaл выбoр нa виoлoнчeль?

– Дa мoжнo скaзaть, случaйнo. Пo зaдaткaм. Я былa дeвoчкoй vdombai.ru sommelier.dn.ua дoстaтoчнo крупнoй и с ширoкoй кистью, тo eсть ручки виoлoнчeльныe. Мoи рoдитeли – нe музыкaнты, нo мaмa мечтала, так чтоб дочка играла на фортепиано. А если пришли в Гнесинскую школу, немного погодя набор уже начался, и меня определили нате виолончель.

– Полюбилась симпатия сразу?

– Нет, естественно. Я была в этом смысле нормальным в детстве, то есть класса по четвертого вообще не занималась особенно, относилась вяло. А вот лет с 13-14 произошел переворот. Потому что появились концерты, почувствовала пристрастие сцены. Причем на сцене вечно) что-то делает выступала лучше, чем в классе. Музыкантам, и и в целом людям творческим, беспредельно свойственно сомневаться – моё сие дело или не мое. А разговор как раз помогла проявить свое отношение на этот вопрос… Враз в ту пору я глотала художественную и околонаучную литературу, в томик числе книги по астрономии – «Конечна ли Поднебесная?». Думала: архитектором стану другими словами астрономом? Но критерий сцены, видимо, постоянно за меня решил в плане профессии.

– Так волнение перед сценой усиживать до сих пор?

– Думаю, (вот) так. Но это волнение маловыгодный парализующее, напротив, помогающее обвинять. Ведь только на сцене чувствуется привязка с высшими силами…

– Многое ли дает конкурсная действительность, которую многие студенты возводят в кумир?

– У меня было серия конкурсов – скажем, в Праге, в Кишиневе, в Италии (в Трапани)… Я сказала бы в среднем: на 80% они вредят, получи и распишись 20% помогают. Если педагоги тебя учат маловыгодный ради победы на конкурсах, а из-за великого искусства, то провести участие в международном смотре невредно, причем, неважно, какая у тебя профессия. Но сейчас я наблюдаю, как будто педагоги целенаправленно много полет готовят только «около конкурс». Я считаю, сие губительно для искусства. С-за того, что в принципе не имеется сегодня комплексное образование, просвещенность, чувство вкуса, – многие музыканты делаются друзья-приятели на друга похожи, одинаково играют, одинаково поют.

– У вы, как понимаю, были невероятные педагоги, с окончательно иным видением мира…

– Педант – важнейшая в жизни поддержка. Наталия Шаховская дала ми крепость советской виолончельной школы. И склонность. И позднее, когда я училась в Италии у педагога после вокалу (открыв в себе и вокальную составляющую), а звали ее Лес Мапелли (Silvia Mapelli), артистка Ла Скала, – скажем вот она напомнила ми своей страстностью Наталию Шаховскую в консерватории. Страстностью не больше и не меньше в преподавании. Это те редкие педагоги, которые маловыгодный просто что-то по слухам тебе и через пять минут забывают о твоем существовании – дамба, хочешь делай – хочешь малограмотный делай. А они добивались желаемых результатов в ученике. Переживали. Оставляли частицу себя.

– Ваш брат много выступали как певица с разными оркестрами: вам был ближе параметры большого симфонического оркестра иначе оркестры камерные?

– Сие совершенно разные музыкантские задачи. Я выступала с оркестром Московской филармонии по-под управлением Юрия Симонова, Владимира Понькина. С оркестрами Швейцарии, Германии, Италии; с Камерным оркестром Большого театра. С оркестром Владимира Федосеева. Скажем так, скажем, исполнение Концерта Дворжака: некто сам по себе – во вкусе симфония, партитура очень богатая, и нужно тембрально быть впору звучанию разных инструментов, перекрикиваться с ними в симфонической партитуре. А с камерными коллективами играется иная хроматизм – например, концерты Вивальди, Гайдна; другая век, стилистика, иные задачи; танцев) имеет меньшее значение. Заключая, в моем репертуаре – концерты Вивальди, Гайдна, Элгара, Дворжака Сен-Санса, сольные произведения и транскрипции Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса. И, симультанно с сольной практикой, я много парение играю со своим постоянным партнером – пианистом Виктором Ямпольским камерную музыку.

– Занятно, что несколько лет ваша сестра участвовали в ансамбле «Соединение современной музыки» перед руководством Эдисона Денисова. Который дал этот опыт?

– Я получила до сего времени больше уверенности при выходе возьми сцену. Когда тебе нужно выбывать одной с виолончелью и держать направлять (глаза) слушателей минут двадцать, исполняя быть этом, мягко говоря, исключительно неоднозначное по своим достоинствам витраж, – это в плане артистического опыта дает дупелину много. Хотя было целый ряд и талантливой, даже гениальной музыки и Шнитке, и Денисова.

– И до сего времени-таки камерный формат оказался ближе, если нет в итоге родился ваш с Виктором Ямпольским цель – Трио им. Рахманинова?

– Трио-стан им. Рахманинова сделало нас (и меня в частности) знаменитыми. В часть числе потому, что возьми Трио пришелся основной сосредоточение всех записей на ведущих мировых лейблах. И положительные рецензии нате наши записи облетели полностью мир. Так, наш накопитель Шостаковича с виолончельной сонатой и двумя тройка называли самым лучшим в истории звукозаписи в мире. Пишущий эти строки объездили с концертами весь общество, были на всех континентах, не беря в расчет Австралии и Антарктиды.

– Серия лет назад вы решили вскрыть новую творческую главу – обратились к вокальному жанру. Сие сызмальства в вас зрело?

– Как не бывало, это произошло достаточно самопроизвольно, но не без вмешательства высших сил. Боюсь протягивать параллели, – знаете, словно у поэта: иди и напиши сии строки, а то забудешь. Вона и у меня изнутри был сродственный посыл. Когда мы большой ездили по миру с Трое, я впервые услышала по-настоящему высококачественных певцов. У места, моя мама тоже шикарно пела: весь репертуар, какой-никакой могла слышать по пресса – оперный, романсовый, эстрадный. И в который-нибудь-то момент я услышала деловой дневник знаменитой американской певицы итальянского происхождения Розы Понсель (Rosa Ponselle), которые (во)внутрь меня произвели революцию. В ее голос отозвалось какими судьбами-то внутри, равно якобы и на пение таких метров, как бы Энрико Карузо, Франко Корелли, Карло Бергонци.

– Что-что любопытно, вы играли бери виолончели (из Госколлекции) Карло Бергонци – мастера XVIII века, ученика Антонио Скрипка и, получается, тезки тенора Карло Бергонци изо XX века…

– Эдак и есть. Это удивительное тожество. В этих двух итальянцах – старом мастере и великом теноре – я услышала целый ряд общего, я услышала золото… не что иное золото в звучании! В звучании наподобие скрипок, альтов и виолончелей Скрипка, Амати, Гварнери, Бергонци, приблизительно и в звучании великих итальянских певцов. Гус мы можем слышать ради «неестественное пение», для странную манеру исполнения, – и, жаль, это действительно проблема в нашем отечестве. Вследствие чего во мне отозвалась вот то-то и есть итальянская традиция бельканто, идущая с глубины веков. И я вдруг основания в этом направлении думать, шевелиться и… поехала на прослушание в Италию к самому знаменитому педагогу за имени Элио Батталья, какой-никакой дал добро, своё (божие) на дальнейшую учебу.

– Почему в самых ближайших планах?

– Нате осень-весну уже планируем серию концертов в восьми городах ДНР и ЛНР. В последние годы прошли максимально сочно. Организовывали фестивали в Швейцарии, Италии, Голландии, Австрии. В 2020-м изо-за пандемии живых концертов стало быть меньше, но мы бог не обидел работали для записи. В частности, с китайскими партнерами подготовили программу «Чайный Новый год» весь с Камерным оркестром Большого театра (идеже я, как вокалистка, исполняла арии Моцарта и Рубинштейна). А крохотку позже, на юбилей Компартии Китая я выступала вообще с оркестром Владимира Федосеева. Пела самую популярную китайскую песню – «Я люблю Небесная империя». А с 2022-го стартовал отечественный проект «Чистая классика» с самым утонченным камерным репертуаром и отнюдь не только. Большое число городов ровно по России посещаем с концертами и мастер на все руки-классами, были много в один прекрасный день в Астрахани, Саратове, Уфе, Томске, Новосибирске, Владивостоке, Нальчике, Уфе и др. Общежитие не останавливается!



Категория: Новости