Алексей Рыбников написал патриотическую оперу


Опубликованно 31.10.2022 12:21

Алексей Рыбников написал патриотическую оперу

«Князя Aндрeя» ждaли. Oн прoмeлькнул нeкoтoрoe врeмя нaзaд нa сцeнe тeaтрa Et Cetera и дoлжeн был срaзу стaть сoбытиeм, нo пo ряду причин нa нeкoтoрoe врeмя кaк бы «пoдвис» в нeбытии. Тeпeрь сие читается как высший хитросплетения: степень сегодняшней актуальности спектакля такой степени) высока, что ему полагается было появиться именно в данное время.

После впечатляющей увертюры, исполненной большим струнным оркестром, заполнившим сцену, и дополненным виртуальными музыкантами видеоинсталляции получи и распишись гигантском экране-заднике, нате сцене появился Император Франции Наполеон Бонапарт (Шуруня Поздняков) – стройный, красивый, стоит рослый, ничем, кроме гордого профиля, отнюдь не напоминающий привычное представление об одном с самых великих, но низкорослых полководцев всесветный истории. Зато такой манера неплохо вписался в ту картину всеобщего преклонения хуй французским императором, которая описана в романе Толстого. Высшее компания Петербурга, да и более приземленной Москвы, говорившее одиночно по-французски, восторгалось будущим захватчиком страны.

Воцарение Наполеона, светские рауты Анны Павловны Шерер (Катюха Кульчицкая), явление многочисленных героев романа Толстого, первая схождение князя Андрея (Никита Поздняков) и Наташи (Валера Воробьева), диалог Андрея с Пьером Безуховым (Римлянин Орлов)… Сцены нанизываются сверху некий музыкально-драматургический ядро, который правильно назвать немецкими терминами шпрехштимме (разговорная рацея, переходящая в пение) и шпрехгезанг (концерт , переходящее в речь). Эффект – огромный. Тем более, что в опере далеко не используется стихотворный текст. И в некоторых случаях артист произносит фразу получай фоне звучащего оркестра и (во)внутрь этой фразы совершенно внутренне интонирует какой-то сильно-диссонантый интервал типа тритона, в таком случае выразительность такого высказывания очень точна.

Совершенно понятно, вследствие этого Рыбников сам работал надо либретто, выбирая из огромного полифонического романа Толстого один то, что работало получи и распишись две выбранные им силуэт – одна из категории «Война» - малодушие русских военных и победа надо врагом, вторая из категории «Мир» - Храбрый Болконский и его несбывшаяся привязанность к Наташе. Композитору не нужны были соавторы за исключением самого Толстого. Понятен и имя «опера – драма»: произведение написано в строгом соответствии с оперными нормами – традиционное размещение голосов по тесситуре, сквозное онтогенез, лейтмотивы. Но вот сие ноу-хау Рыбникова – пограничное вокально-речевое архитектоника речитатива – выводит жанр в зону, идеже законы драмы мирно соседствуют с музыкой. И сделать выбор, кто здесь кого обогащает – хроматизм драму или наоборот – никак не получится: им обеим классно.

А вот персонажи спектакля далеко не удерживаются в зоне мира. Двойственность между пошлостью и порочностью Курагиных (Иванюша Лаврухин и Наталья Куликова   для самом деле очень красивы и соблазнительны) и наивностью Соматотропный и Пьера, внутренний конфликт Болконского, защитник родины. Ant. мирный конфликт французской и русской армий насыщают интрига и получают адекватное выражение в музыкальном решении. (то) есть всегда, Рыбников интегрирует разные музыкальные стили и приемы через рока до барокко, ото надрыва Малера до драматизма Шостаковича, ото лирических мелодий, основанных бери простых секвенциях до атональных кульминаций. Присутствие этом все это полный карман языка не только маловыгодный эклектично и не вторично, хотя абсолютно узнаваемо как нестандартный, яркий, индивидуальный стиль композитора Алексея Рыбникова.

Избрание артистов на роли абсолютный. В таком сложном жанре и голоса, и (внешний) вид, и индивидуальные свойства актера так же важны. Детскость Наташи в исполнении Валерии Воробьевой заставляет воспроизвести Кончиту из «Юноны» и «Авось», а множество русских солдат – хор моряков с того места же. Рыбников верен своему стилю и тому типу драматургии, каковой он открыл для русского театра 40 парение тому назад – принцип арт-судьбина-альбома. Как в The Wall Pink Floyd, A Trick Of The Tail Genesis сиречь альбомах King Crimson сценические сочинения Рыбникова подчинены ужас продуманной и отлично воспринимаемой для слух музыкальной драматургии, которую ведет, в (прежнее всего эмоция.

В «Князе Андрее» Рыбников безвыгодный только композитор и либреттист, спирт и постановщик. И в этом тоже ноу-хау, связанное с особенностями драматургии: отстроить визуальный ряд в спектакле, идеже все диктует музыка, соединенная с гениальным текстом Толстого, - понятное дело, же лучше композитора сие никто не сделает. Питаться в спектакле отличные находки – сырость Наташи под циничные лорнированные принципы светского общества, сцена своя рука Наташи и Анатоля в театре нате фоне выступления оперной дивы (Евгеньюшка Благова), сцена боя подо песню, которую зачинает солдапер Матвей (Николай Дроздовский).

Безмерно важный смысловой мотив спектакля – шаг, дважды совершаемый князем Андреем: в битве по-под Аустерлицем и в Бородинском сражении. Нынешний спектакль смотрится как сегодняшнее патриотическое высказывание – и восторженная молчание зрителей, устроивших настоящую овацию, говорит о книжка, что общество сейчас заточено держи подобную тему и ждет через творцов именно такого месседжа.

Ну-ка, а те, кому близки лирические состояния в любом историческом контексте, уйдут с театра с лейтмотивом любви Андрея и Наташи – шедевром Рыбникова в лучших традициях его «Белого шиповника» и темы звезды с «Хоакина Мурьетты».



Категория: Новости