«В конце жизни Ефремов вообще не хотел уходить из театра»
Опубликованно 02.10.2022 13:48
Клятвa и крoвь. Нa сaмoм дeлe этo был плита oбычнoй бумaги, нa кoтoрoм Oлeг Eфрeмoв с oднoкурсникaми пo Шкoлe-студии МXAТ в 1947 гoду имeннo крoвью пoдписaли Клятву вeрнoсти тeaтру. Oн минуя гoды мнe рaсскaзывaл, кaк кaждый с ниx нa рукe дeлaл сeбe рaзрeз, и крoвью пoдписывaл. В клятвe тoй были oбoзнaчeны с одной стороны небось бы простые вещи - приготавливаться, не пропускать занятий, а на равных условиях с этим сформулировано то, словно станет для него принципом и методом получи и распишись всю жизнь. Что они отнюдь не просто коллектив творческий, а прежде всего дружеский, и как ставят они перед из себя высокие цели и вместе готовы их совершать и за них бороться. «Гореть, быть достоянием огня, гореть» - там даже была такая выражение.
Надо сказать, что у всех подписантов позже по разному отношения с театром сложились: хоть, Ирина Скобцева, красавица, супер-пупер звезда нашего кинематографа, в театре невыгодный работала и Алексей Аджубей, зятюшка Никиты Хрущева, ушел в журналистику, его таблоид «Известия» тогда гремела. Просто-напросто Олег Николаевич, не как подписал клятву кровью, так до конца жизни был верен и клятве, и на брата написанному там слову. Безвыгодный случайно его первая образ во МХАТе была положение неисправимого романтика Дон Кихота.
Обломать художественностью. Уже он создал «Современник», все Москва сходит с ума точно по этому молодому театру, а симпатия готовит речь для молодых актеров. Спирт говорит им о спектакле «Вечно живые», по мнению пьесе Виктора Розова, что для них был в качестве кого «Чайка» для мхатовцев. И в этой речи (у)потреблять такое: «Эта пьеса привлекла нас выстраданностью. Выстраданность - вона главное слово нашей профессии». Возлюбленный как то признался нам, почему самым сильным его впечатлением в театральной жизни Москвы был лицедейство «Три сестры» в постановке Немировича-Данченко. «Это бенефис, из которого выйти невозможно», - говорил возлюбленный.
И вот он начинает репетировать близкие «Три сестры», я ему помогаю. Сие был интереснейший процесс, в результате которого симпатия делает спектакль с ощущением конфликта и азигота с Немировичем. Такой он был личность: он в конфликтах расцветал, становился человеком действующим. А разногласие то Станиславским, провозгласившим угоду кому) МХАТА: «Жизнь человеческого духа». Ефремов а, собрав учеников и сделав «Современник», провозгласил специфический лозунг: «Живая жизнь человеческого духа» - ещё раз в конфликте с Художественным театром, какой в 50-ые годы был имперским, однако мертвым, зрители не рвались тама.
Так вот, в «Современнике» был такого типа термин - «убедить художественностью». Подчас комиссия из райкома партии приходила признавать их очередной спектакль, они в среднем круто играли, что створить спектакль у начальства рука отнюдь не поднималась.
Кумиры. У Ефремова было три кумира — Кукушкин, Чехов и Станиславский. И если «Евгений Онегин» называли «энциклопедией русской жизни», в таком случае пьесы Чехова Олег Николаевич считал энциклопедией русской души. Просто так, в его знаменитом спектакле «Дядя Ваня» шаржист Валерий Левенталь, много работавший с Ефремовым, делает горизонталь быта, и нечаянно это раскалывается и возникает линия. Ant. горизонталь духа — золотая осень подина самый потолок, на 14 метров высоты. Ефремов кто (всё настаивал — горизонталь быта и профиль духа. Помню, как возлюбленный настаивал, чтобы в финале на седьмом небе-высоко горел огонек и этому стоило бы было найти адекватную музыку. Да какую? И он нашел: «Журавли должны катиться, курлыкать», - сказал дьявол. Вот она вертикаль.
Лопасня. Олег Николаевич не только лишь пьесы Чехова ставит, а и образ его собственной жизни похож получай чеховский... Ведь Лопасня, будучи не очень здоровым человеков, по вине всю страну, едет получи и распишись Сахалин делать перепись населения. И Ефремов с приятелем ладно над Волгой по Руси пехтурой. А когда ему осталось зимовать два дня, о чем возлюбленный не знал, но, может, и чувствовал особый скорый уход, захотел потрюхать в Мелихово — к Чехову. А мог обрести лекарство и прожить на день-деньской дольше, а он - к Антону Павловичу провожать. Этот поступок был в целях него необходим. Или дьявол вдруг в театр вызывает машину и двойка часа ездит по Москве. Запрещает изнемогать свой билет на Тайбэй, куда МХАТ отправляется возьми гастроли. Он надеется, сколько преодолеет болезнь. Жить получай преодолении - его принцип, симпатия рассказывал мне, что и в молодости с умыслом создавал себе трудности, для того чтоб учиться их преодолевать.
Метода Ефремова. В школе-студии МХАТ спирт набрал единственный за всю истории школы режиссёрский галфвинд. Попасть к нему было феерически. Он взял - 14 засранец, и очень интересный курс получился. Водан был художник (у него немедленно 60 картин в Русском музее), я - гармонист, и ещё один из духовной Академии. Как бы он учил? Как говорил его божество Станиславский: «Режиссуре научить невозможно. Но можно создать предпосылка, в которых режиссёр родится». И Ефремов создавал сии условия. Он шёл к режиссуре вследствие практику. Его метод только и остается сформулировать так - «мы целое вместе. Мы заражены одной идеей». Важным в учении Станиславского дьявол считал не сколько труд его знаменитой Системы, как много сверхзадачу. То есть чтобы чего? Умение за из себя повести - в спектакле, в создании тетра- на него было главным. Возлюбленный вёл за собой, заражал идеей - чтобы чего? И все верили ему, и шли ради ним.
Детский Ефремов. Что-то под Новый годик звоню ему и спрашиваю: «Олег Николаевич, у вы есть елка?» - «Нет», - отвечает. Симпатия в доме один с отцом. Я покупаю елку, гирлянду, проделка и звоню в его дверь. Сверху всю жизнь запомнил его зыркалы - счастливые, детские глаза. А сие главный режиссер Художественного театра, до сути мирового театра, идеже иностранцы, прежде чем выступить на сцену падают сверху колени
Пушкин. Во МХАТе репетировали зрелище «Медная бабушка» по пьесе Зорина. Пришла сераскир культуры Екатерина Фурцева, посмотрела прогонка и полушутя, полусерьезно сказала, сколько Роллан Быков, имевший необузданный успех в роли Бармалея в фильме «Айболит 66», отнюдь не имеет право играть Пушкина, и и старый и малый поняли - спектакль в таком виде невыгодный может выйти. И тогда Ефремов, понимая, подобно как так и будет, говорит: «Я буду играть». Ему ходят слухи, что Пушкин маленького роста, следом стали подбирать ему партнёров повыше, так чтоб высокий Ефремов рядом с ними смотрелся не в такой мере. А он сыграл Пушкина талантливо. Это была его предмет (внимания — поэт и государство, художник и аппарат. Она его волновала, баламут, грела. Это было массированно, по-настоящему МХАТовский зрелище.
Я его однажды спросил: «Почему вам оставили «Современник и ушли изумительный МХАТ?» - «Ты по какой причине, не понимаешь? - ответил симпатия. - МХАТ — это кабуки, который повлиял на все) мировой театральный процесс. Макрособытие во МХАТе — это адрон по всему миру». Дьявол думал о судьбах мирового театра и месте в нем русского театра.
Мельпомена-дом. В конце жизни возлюбленный вообще не хотел убираться из театра. Он хотел, воеже его комнаты находились в театре. И умереть и не встать МХАТе уже ему оборудовали повально для жизни, чтобы спирт мог там оставаться ночлежничать, просыпаться и идти в зал репетировать. Так есть в прямом смысле эстрада-дом. Я шёл рано получи репетицию — ефремовская машина сейчас стоит. Уходишь поздно вечор после спектакля — ефремовская вышибала еще стоит. Это и упихивать то самое служение, оный самый традиционный русский путь к театру.
Молитва. Последние период его жизни… Я как так поздно вечером заглянул в ападана. Пустой, серый свет, одна дневальщица лампа горит. И в этом огромном, плохо освещенном пространстве сидит люда, и по его спине я понимаю — как много груза на его плечах, коих) пор ответственности...Я шелохнуться не был способным.
Как это ни вот так штука, но его последние отрезок времени во МХАТе прошли перед музыку «Господи, тебя наша сестра просим». Это было последнее, чисто он слышал во мхатовском зале в репетициях. Звучал фрагмент изо музыка к его спектаклю последнему «Сирано -де Бержерак», который он просто так и не успел закончить. И зато хорошо он не был атеистом, и называл себя материалистом, судьбе было желать, чтобы звучала именно буква музыка и слова молитвы.
Сегодняшний день, в День его рождения ремилитаризованный им «Современник» откроет выставку, посвящённую своему основателю. А МХТ им. Чехова в Камергерском покажет постановка, специально подготовленный Николаем Скориком - с тремя артистами объединение дневникам последнего романтика нашего театра Олега Ефремова.
Категория: Новости