Виртуальные в реальности


Опубликованно 27.08.2022 11:57

Виртуальные в реальности

В Рoссии совершенно бoлee вoстрeбoвaнными стaнoвятся выстaвки цифрoвoгo искусствa. Тoлькo зa пoслeдниe отрезок времени в Мoсквe oткрылaсь экспoзиция AR-рaбoт «Экспaнсия рeaльнoсти. Эвoлюция», экспeримeнтaльный прoeкт Eвгeния Гринeвичa #КриптaМгнoвeний и видеоинсталляция Кирилла Контре Biomorphism (без участия столицы, она демонстрируется в нескольких других городах). И сие несмотря на отсутствие крупных институций, сфокусированных аккурат на развитии диджитал-арта, и поперек стереотипам о том, что российские художники чересчур гуманитарии по своему мышлению и благодаря тому что чужды высоким технологиям. Что так же начался такой оживление? Не исключено, что выброс этому направлению могла сообщить как раз сложившаяся соглашение ситуация.

Фактическая международная отгораживание, в которой оказалось русское поэзия после февраля, радикально скорректировала меры музеев. При организации выставок им пришлось предполагать только на отечественные собрания и скопом с тем отказаться от гастролей собственных вещей. Пострадали и карьеры художников: у многих изо них были намечены проекты ради рубежом, прежде всего, в Европе (брать хотя бы Венецианскую бьеннале), и по понятным причинам с все они сорвались.

Элементарно, что хорошего здесь чуточку. Но, как говорится, безлюдный (=малолюдный) было бы счастья, ещё бы несчастье помогло. Можно признать возможным, что данные обстоятельства спровоцируют дикий рост цифрового искусства — парадоксальным образом вот то-то и оно эта сфера, казалось бы, постоянно ассоциирующаяся с Западом, пострадала не в такой степени. Ant. более всего и имеет сегодня первостатейный потенциал для развития.

Да и только ничего удивительного, что и музеи, и самочки художники сегодня не рискуют заниматься свои физические произведения даже если в дружественные страны. Любой арт-спинар в обязательном порядке страхуется, а ностро страховки зависит от рисков. Потому риски сейчас велики (транспортное сенсация может прерваться, работу могут застопорить из-за санкций и тому подобное), такого порядка вояж картины или скульптуры пора и честь знать просто нерентабельным. Соответственно, стеснительно что-либо подобное и загнать за рубеж. Их безграмотный купят даже не изо-за негатива по отношению к русским, а прямо из-за сложностей с доставкой.

И в этом контексте становится очевиден краеугольный козырь цифрового искусства — де-факто полная независимость от логистики, границ и прочих аспектов, связанных с географией. Видеоарт — отчетливо, здесь достаточно просто направить файл по интернету. Да даже AR-скульптуры не требуют физического перемещения. Наравне это выглядит? Обычно держи какую-то стойку, витрину аль просто стену наклеивают распечатанное образ и рядом — QR-код. Зритель его считывает, открывает программу другими словами страницу в соцсетях, после зачем наводит камеру смартфона сделано на картинку — и видит получай экране виртуальный трехмерный мира, который нередко еще и анимирован.

«Разве сравнимо сие с реальной скульптурой из мрамора?» — скажут скептики. Совсем, поскольку этот объект как и можно обойти, рассмотреть с разных сторон, а его накладная, линии, пластика форм может (пре)бывать не менее интересной. Очевидно инструментом художника выступает в данном случае компьютерная проект и набор плагинов/библиотек к ней (ни дать ни взять их скачать в обход санкций, думаю, неважный (=маловажный) надо пояснять), а не алебастр, камень и резец. На выставке «Экспансия реальности. Эволюция» в Центре современного искусства «Марс» таких произведений — большое число. Некоторые более удачные, многие менее, но в целом сие очередной аргумент в пользу того, словно AR-объекты действительно надо принимать как направление contemporary art, а безвыгодный просто как развлечение для того гаджетоманов.

Цифровое искусство может водиться и совершенно не привязанным к конкретным физическим объектам — допустим даже это всего чуть QR-код на стене музея. 3D-художники создают произведения в виртуальных вселенных, и сии объекты можно посмотреть наподобие в музее на экране, идеже они будут отображаться в виде зацикленного ролика, скажем и на специальном сайте, легко со своего компьютера.

А также их и продать можно сейчас гораздо проще, чем осязаемые работы. Признателен) технологии NFT и анонимности криптовалют. Пачкун размещает файл на одном изо маркетплейсов (самые известные — OpenSea, Rarible, а есть и другие), указывает цену в Etherium и в случае, разве что произведение заинтересовало коллекционеров, получает близкие деньги, находясь в любой точке земного шара, далеко не исключая и Россию. Да, операции с криптовалютами — в частности, их конвертация в рубли — равным образом несколько усложнились из-ради санкций, но никаких непреодолимых препятствий в этом месте нет. При этом малограмотный нужны ни страховки, ни принесение, ни сотрудничество с галереями и арт-дилерами.

Ясно, речь не идет о томик, что цифровое искусство ни в какой сте заменит физическое. Санкции санкциями, а картины маслом продолжат книгу), выставлять и покупать. И слава Богу. Однако просто если в этой сфере появился всеобщий ряд объективных препятствий, а торжок сузился до отечественных коллекционеров, так российскому диджитал-арту шиш не мешает шагать и по мнению стране, и по миру. С маргинального, экспериментального явления дьявол становится магистральным направлением, сверхсметный раз доказывая известную истину: аполлон сильнее политики, и в самые мрачные, конфликтные век оно помогает сохранить мосты среди народами. Пусть даже виртуальные.

Ткомедиограф — кандидат искусствоведения, обозреватель «Известий»

Принципы редакции может не перекрещиваться с мнением автора



Категория: Культура