Итоги оперного сезона оказались неутешительными: натужное прочтение классики


Опубликованно 06.08.2021 11:15

Итоги оперного сезона оказались неутешительными: натужное прочтение классики

Музыкaльный тeaтр имeни Нaтaлии Сaц зaтaился, всe внимaниe сoсрeдoтoчив нa рeкoнструкции свoeгo здaния, кoтoрaя нaчaлaсь только что в июнe. Тeм нe мeнee Бoльшoй тeaтр, кoтoрый, нeсмoтря нa пaндeмию, нe oткaзaлся oт приглaшeний пoстaнoвoчныx кoмaнд   изо-зa кoрдoнa, в итoгe oкaзaлся в выигрышe: eгo «импoртныe» пoстaнoвки стaли яркими сoбытиями. A пoслeдняя прeмьeрa — «Aриoдaнт» Гeндeля — прoзвучaлa рoскoшным финaльным aккoрдoм в нeскoлькo тoрмoзнoй пaртитурe минувшeгo oпeрнoгo сeзoнa, в цeлoм прoшeдшeгo пoд лoзунгoм   «Пoтиxoнeчку…».

Заметный театр стартовал выступлением Пласидо Доминго, дебютировавшего сверху сцене ГАБТа в качестве дирижера в опере «Манон Леско» Пуччини. Воплощение в жизнь было вдохновенным — само при наличии чего маэстро Доминго в оркестровой яме настраивало нате восторженный лад и зрителей, и музыкантов.

Сие было самое зачатие второго «пандемического» сезона — и отношение в спектакле приезжей звезды давало надежду, ась? все обойдется, неважный (=маловажный) будет новых волн эпидемии, и ты да я забудем все сие как дурацкий неясный. Надо сказать, по какой причине Большой театр сумел дотерпеть эту эмоциональную планку получай протяжении всего сезона. В марте грянула великолепная «Саломея» в постановке главного дирижера Тугана Сохиева и немецкого режиссера Клауса Гута. В заглавной партии выступила Асмик Григорян — и сие было незабываемо словно по музыкальному уровню, беспричинно и по режиссерской концепции. Безграмотный снижая темпа, сцена представил «Тоску», изобилующую постановочными роскошествами вплоть перед золотого дождя в финале, по-над которыми можно было бы поострить вволю, если бы невыгодный отличное качество музыкального исполнения с участием прекрасных опять-таки-таки заезжих певцов. Начинай и финал сезона — «Ариодант» Генделя в постановке интернациональной команды, в которой бесподобно проявили себя т. е. российские исполнители, таким (образом и гастролеры из Италии, Ирландии, Франции, Швейцарии перед чутким руководством итальянского музыкант Джанлуки Капуано и английского режиссера Дэвида Олдена.

"Ариодант". Фотоснимок предоставлено пресс-службой театра

А в настоящее время — о менее успешных названиях. И начнем с того а Большого театра, тот или другой не удержался ото соблазна продолжить конфликтный тренд — приглашение драматических режиссеров получай постановку оперы. Бери этот раз материалом стал «Мазепа» Чайковского, даденный замечательному мастеру Евгению Писареву. И несмотря на то Писарев в опере мало-: неграмотный новичок — его спектакли в волюм же Большом театре имели торжество, — здесь, как пишут бери мониторах компьютеров, «что-ведь пошло не так». Порнограф предложил предсказуемую, мало-: неграмотный вполне адекватную музыке концепцию. Провала никак не случилось, как неважный (=маловажный) случилось и большой победы. Веселей всего, спектакль останется проходным и в творческой биографии режиссера, и в репертуарной истории театра.

В этом но ряду — не побед и невыгодный провалов — стоит «Тоска» Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере». Тем не менее, нельзя сказать, почему она совсем отнюдь не удивила. Режиссер, давненько переросший режиссерский радикализм, не чаяно — не гад прибегнул к решению, выворачивающему интрига этой великой оперы точь в точь наизнанку. И хотя в музыкальном отношении геликоновская «Тоска» была сыграна и спета сверху самом высоком уровне вследствие дирижеру Валерию Кирьянову, тенору Игорю Морозову и баритону Михаилу Никанорову, сие не спасло действо от ощущения необязательности. Аналогичное отношение вызвал «Вольный стрелок» в музыкальном «Стасике». Поставивший его Аля Титель тоже безвыгодный страдает «режоперским» вирусом — так тут что-так явно переклинило, и образец Вебера, считающийся первой романтической оперой, предстал банальной компьютерной игрой. Жалость берет отличных певцов, которые удивительно пели, но, к сожалению, потерялись в нелепой постановочной затее. Настолько же «проходным» опусом в репертуаре театра «Новая Опера» стала «Кармен», поставленная Юрием Александровым с прекрасной Агундой Кулаевой в заглавной роли. Строй не очень интересных решений, неувязки в мотивации, а в целом — до смерти банальная постановка, в которой хорошим певцам витиевато себя проявить.

"Свободный как птица стрелок". Фото предоставлено пресс-папье-службой театра

Такое натужное декламация классики мастерами драматической и оперной режиссуры наводит получи и распишись мысль о кризисе режиссерских стандартов, нацеленных сверху утверждение своего доминирования по-над партитурой сомнительным порядком «приращения смыслов». И сие, пожалуй, следует прозвать заметным знаком прошедшего сезона.

Все-таки, благодаря Константину Богомолову, метнувшему в Перми кровавокрасный тампон в Бизе, пришло осмысливание новых, гораздо паче радикальных векторов развития оперной режиссуры. В своей «Кармен» Богомолов смыслы без- приращивает. Он их создает сначала, шумно «положив с прибором» бери текст, не не более чем литературный, но и мелодический. Перспективы для режоперы открываются огромные, разве что не относиться к оперной партитуре на правах к священной корове. Дюгонь — она и есть коровонька. Резать ее должно, к чертовой матери. И запу на стейки.

Безвременье случилось и на территории современной музыки. Коли позапрошлый сезон предъявил целую серию актуальных сочинений в жанре, что композиторы-авангардисты благодаря чего-то называют оперой, ась? отразилось на результатах фестиваля «Золотая маска», ведь в минувшем сезоне было (то) есть-то тихо. И сие тем более больно, когда видишь, зачем Европа держит первенство именно на русском материале. В самом деле только что — в июле — состоялись двум мировые премьеры, которые описательно демонстрируют наше отлипание от мировых трендов. В Англии сыграли оперу композитора-любителя Энтони Болтона «Жизнь и умирание Александра Литвиненко», а в Штутгарте прошла показ оперы «Простые» композитора-авангардиста Сергея Невского. Тот и другой сочинения   документальны и посвящены самым насущным проблемам современности. Зингшпиль про Литвиненко обличает политическое устройство, ну а «Простые» основаны держи подлинных письмах российских гомосексуалистов 20-х годов. Прежде слез обидно, какими судьбами мы упустили такие благодатные темы. Тем не менее, можно надеяться, какими судьбами хедлайнеры отечественной актуальной оперы попросту взяли паузу с тем, затем) чтоб(ы) в следующем пальнуть числом полной. Благо сюжетов долголетие подкинула немало.



Категория: Новости